Topic outline



  • Ваш преподаватель Ященко Елена Фёдоровна 

    Ученая степень: доктор психологических наук, кандидат педагогических наук

    Ученое звание: профессор

    Занимаемая должность: Заведующий кафедрой "Прикладная психология"

    Общий стаж: 43 года, стаж по преподаваемым дисциплинам 33 года.

    Уровень образования: высшее

    Квалификация: Филолог. Преподаватель. Практическая психология.

    Направление подготовки (специальность): Русский язык и литература, Психология

    Сфера интересов и практической деятельности: Методологические проблемы психологии, Проблемы общей и социальной психологии, Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования, Методология и методы психологического исследования, Общая психология, Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы, Методика преподавания психологии, Социальная психология, Психология самоактуализации, Психология способностей, Психология карьеры, Управление персоналом, Психология управления, Музыкальная психология, Психология художественного восприятия, Музыкальная психотерапия.



  • СТРУКТУРА КУРСА

  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  • ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  • РЕСУРСЫ

  • Раздел 1. Система психологического образования в России и за рубежом

    • Лекция 1.  История и теория психологического образования в системе высшего и дополнительного образования (2 ч.).

      Лекция 2. Цели, принципы преподавания психологии  и способы осуществления педагогической деятельности на основе новейших разработок в области образования и психологической науки и практики с учетом образовательных потребностей обучающихся в системе высшего и дополнительного образования (2 ч.)

      Лекция 3. Способы осуществления педагогической деятельности на основе новейших разработок в области образования и психологической науки и практики с учетом образовательных потребностей представителей особых социальных групп населения (групп риска, уязвимых категорий населения, лиц с ограниченными возможностями здоровья) (2 ч.).

      Лекция 4. Способы осуществления педагогической деятельности на основе новейших разработок в области образования и психологической науки и практики с учетом образовательных потребностей обучающихся при организации инклюзивного образования (2 ч.).

    • Формирование умения пропагандировать психологию, стимулировать интерес к психологическим знаниям, практике и услугам, повышать психологическую культуру, роль психологии в решении социально и индивидуально значимых задач в сфере охраны здоровья и смежных с ней областей

    • Формирование умения вести педагогическую и психолого-профилактическую деятельность среди различных категорий населения: овладение способами осуществления педагогической деятельности в системе высшего и дополнительного образования

    • Овладение способами осуществления педагогической деятельности на основе новейших разработок в области образования и психологической науки и практики применительно к образовательным потребностям представителей различных групп населения, в том числе особых социальных групп населения (групп риска, уязвимых категорий населения, лиц с ограниченными возможностями здоровья)

    • Овладение способами осуществления педагогической деятельности на основе новейших разработок в области образования и психологической науки и практики применительно к образовательным потребностям обучающихся при организации инклюзивного образования

  • Раздел 2. Содержание психологического образования

    • Лекция 5.  Способы и виды ведения педагогической и психолого-профилактической деятельности в системе высшего и дополнительного образования: многообразие учебных психологических дисциплин, роль учебников и учебных пособий в содержании психологического образования. Специфика психологического знания и его востребованность (2 ч.).

      Лекция 6. Способы и виды ведения педагогической и психолого-профилактической деятельности в системе высшего и дополнительного образования: понятие учебного плана и учебной программы высшего и послевузовского профессионального образования в России; федеральные и региональные компоненты государственных образовательных стандартов (2 ч.).

      Лекция 7. Способы формирования психологических компетенций обучающихся в системе высшего и дополнительного образования (2 ч.).

    • Отработка умений по формированию психологических компетенций обучающихся в системе высшего и дополнительного образования. Мировоззренческие и воспитательные возможности занятий по психологии

    • Формирование умения владеть способами проведения просветительской и психолого-профилактической деятельности среди различных категорий населения с целью повышения психологической и педагогической культуры общества: специфика обучения психологии в педагогическом вузе, на психологических факультетах и в других вузах.

    • Формирование умения диагностировать интересы, запросы и потребности различных категорий людей в психологических знаниях, умениях и навыках и применять их в решении социально и индивидуально значимых задач в сфере охраны здоровья и смежных с ней областей

  • Раздел 3. Формы и стили преподавания психологии в системе высшего и дополнительного образования

    • Лекция 8.  Формы преподавания психологии в системе высшего и дополнительного образования: лекция как одна из ведущих форм обучения психологии: подготовка и проведение лекционных занятий в курсе психологии (2 ч.).

      Лекция 9. Формы преподавания психологии в системе высшего и дополнительного образования: методика подготовки и проведения семинарских, практических и лабораторных занятий в курсе психологии (2 ч.).

      Лекция 10. Методики формирования команд, методы эффективного руководства коллективами (2 ч.).

      Лекция 11. Основные теории лидерства и стили руководства, способы воздействия на личность (коллектив) (2 ч.).

    • Разработка плана групповых и организационных коммуникаций при подготовке и выполнении проекта

    • Разработка командной стратегии: формулирование задач членам команды для достижения поставленной цели, овладение методиками формирования команд, методами эффективного руководства коллективами

    • Формирование умения применять эффективные стили руководства командой для достижения поставленной цели

    • Овладение формами контроля и оценки знаний по психологии в системе высшего и дополнительного образования

  • Раздел 4. Методы обучения психологии в системе высшего и дополнительного образования

    • Лекция 12.  Методологические принципы обучения психологии на основе новейших разработок в области образования и психологической науки и практики с учетом образовательных потребностей обучающихся в системе высшего и дополнительного образования. Основы психодидактики (2 ч.).

      Лекция 13. Активные методы обучения и воспитания в системе высшего и дополнительного образования: психолого-педагогический тренинг креативности (2 ч.).

      Лекция 14. Имитационные и неимитационные активные методы обучения психологии (2 ч.). 

    • Анализ, проектирование и организация межличностных, групповых и организационных коммуникаций в команде для достижения поставленной цели

    • Овладение методами организации и управления коллективом (на примере педагогического коллектива и студенческой группы), методами обучения и воспитания в системе высшего и дополнительного образования

    • Овладение формами и видами самостоятельной работы обучающихся

  • Раздел 5. Деятельность преподавателя психологии

    • Лекция 15. Личность преподавателя и виды профессиональной деятельности преподавателя, методики самооценки, самоконтроля и саморазвития преподавателей в системе высшего и дополнительного образования с использованием подходов здоровьесбережения (2 ч.).

      Лекция 16. Проблема стилей педагогической деятельности. Педагогическое общение. Рефлексия педагогической деятельности (2 ч.)

    • Овладение способами самоорганизации, саморегуляции и профилактики профессионального выгорания педагогов и психологов: применение методик самооценки и самоконтроля;

      применение методик, позволяющих улучшить и сохранить здоровье в процессе жизнедеятельности

    • Формирование умений применять эффективные стили руководства командой для достижения поставленной цели, решать задачи собственного личностного и профессионального развития; определять и реализовывать приоритеты совершенствования собственной деятельности

  • САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ

    Ознакомиться с содержанием соответствующих разделов.

    Подготовка к тестированию в текущем контроле.

    Подготовка к текущей аттестации.

    Подготовка к практическим занятиям.

    Проработка конспекта лекций.

  • ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ

  • ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ