Вагон-ресторан
Современные вагоны-рестораны моделей предназначены для обслуживания пассажиров в длительных поездках. Комфортабельный уютный салон вагона оборудован столами и мягкими двухкресельными блоками со встроенными ящиками для хранения столового белья и поперечными декоративными перегородками. В салоне может одновременно обслуживаться до 48 человек. Кроме того, 700 пассажиров могут обеспечиваться горячим питанием непосредственно на посадочных местах. Кузов вагона изготовлен из нержавеющей стали, имеет плоскую обшивку и оборудован дверями прислонно-сдвижного типа. Вагон оснащен тележками безлюлечного типа с дисковыми тормозными механизмами.
Вагон оснащен системами теле- и аудиотрансляции, видеонаблюдения. Бар салона оборудован стойкой, витриной для выкладки то-вара, холодильным шкафом, СВЧ-печью, кофеваркой, четырьмя табуретами, шкафом, барным столиком у окна на коридорной стороне,переговорным устройством для связи с начальником поезда. Вагон оборудован механической приточно-вытяжной вентиляцией и кондиционером. Вытяжная система вентиляции кухни имеет три ступени регулировки удаления воздуха.
Стоит отметить, что не каждый поезд оснащен вагоном-рестораном. Экономически нецелесообразно совершать прицепку специально оборудованного вагона, который не может перевозить пассажиров, не на рейсы дальнего следования. Обычно существует следующее правило - если поездка длиться более суток, то поезд оснащается вагоном-рестораном.Вагон-ресторан располагается строго посередине состава, рядом с вагоном, в котором располагается начальник поезда и все руководство. Связано это с необходимостью обеспечить пассажирам всех вагонов иметь возможность одинакового доступа к оказываемым услугам. Трафик перемещений людей по вагонам соответственно снижается, поезд перестает быть похожим на обычную электричку с ее большой текучкой.
Сам ресторан располагается в вагоне, который существенно отличается от стандартных. Его вместимость обычно не превышает 40 человек, которых можно разместить за столиками. Сами столики расположены у окон и стоят в два ряда. Несколько посадочных мест есть за специально оборудованным баром.
Бар в вагоне-ресторане также является собственно и кассой. Здесь производится весь денежный расчет между сотрудниками ресторанами и посетителями. На баре можно ознакомится с меню и сделать предварительный заказ по напиткам.
За баром расположена кухня ресторана. Несмотря на свою маленькую площадь, она обладает полным функционалом полноценного ресторана. Кухня оборудована холодильными камерами и складскими помещениями. Продукты всегда свежие, большая их часть является полуфабрикатами, что увеличивает время подачи блюд.
Готовые блюда в ресторане выносятся за столы официантами. В этом главное отличие вагона-ресторана от вагона-буфета. Также существуют отличия в ассортименте.
Открытие ресторана производится обычно в 8 часов утра. Смена в заведении длится 16 часов с двумя перерывами не больше 30 минут. В это время происходит генеральная уборка всех помещений и производится заготовка продуктов. За полчаса до закрытия обслуживание гостей прекращается и производится расчет всех клиентов заведения.
При большой посадке в ресторане есть возможность заказа готовых блюд собственно в сам вагон, где едет пассажир. Для этого достаточно совершить оплату на баре и высказать определенные рекомендации по времени доставки. В таком случае еду заказчику приносят официанты.
Меню вагона-ресторана не отличается большим разнообразием, но все равно имеет несколько дублированных позиций. При этом всегда есть спецпредложения, которые действуют в определенный промежуток времени. Это, в частности, касается завтраков и бизнес-ланчей. По истечении времени эти блюда заказать в кафе невозможно.
Каждый рейс готовится специальное фирменное блюдо, на который делается упор при продажах официантами. Часто на него действует сниженная цена. Но в отличие от классических ресторанов это не связано с предполагаемым истечением срока давности хранения продукции.
Классическое меню включает в себя следующие позиции:
- завтраки (бутерброды, каша, яичница и пирожное. Обычно стоимость завтраков варьируется в районе триста рублей);
- бизнес-ланчи (они представляют собой классическую подачу бизнес-ланчей в кафе. По умолчанию это салат, суп и горячее. Бизнес-ланчи отличаются быстрым временем подачи готовых блюд. Комплекс может стоить порядка 500 рублей. При этом есть возможность заказать позиции отдельно. Но в таком случае общая стоимость блюд вырастет - пассажиру придется оплатить большую сумму);
- салаты и закуски (здесь представлены самые популярные позиции. Даже в поезде никуда не деться от цезаря и оливье);
- горячие блюда и супа (они также не отличаются какими-либо изысками).
Отдельно стоит выделить горячую выпечку и сладости. Здесь самый большой выбор в ресторане. Обычно в меню представлено около 15 позиций. Их ассортимент крайне разнообразен и находится в диапазоне от чебуреков до круассанов собственного приготовления.