Электровоз ЭП20 «ОЛИМП»
ЭП20 «Олимп» — российский двухсистемный скоростной шестиосный пассажирский электровоз, спроектированный Трансмашхолдингом с использованием ряда технических решений французской компании Alstom в рамках совместного предприятия «Технологии рельсового транспорта». ЭП20 задуман как головной проект масштабной программы разработки широкого ряда российских электровозов нового поколения с асинхронным тяговым приводом. В 2000-х годах на железных дорогах России возникла потребность в двухсистемных пассажирских электровозах с целью увеличения маршрутных скоростей пассажирских поездов и сокращения времени их простоя на станциях стыкования родов тока. Использование двухсистемных электровозов позволяло не только сократить время простоя, но и снизить эксплуатационные затраты благодаря отсутствию необходимости смены локомотивов. Для нового электровоза были сконструированы принципиально новые детали, которые вскоре начали изготавливаться и тестироваться: кузов, кабина машиниста с крэш-системой, тележки, тяговые электродвигатели, система управления и контроля, тормозное и механическое оборудование. Компания Alstom доработала тяговый инвертор в соответствии с требованиями российских стандартов и условиями эксплуатации. Окончательный проект электровоза был готов в 2010 году, и в мае РЖД подписало контракт на поставку 200 электровозов серии на сумму около 1 миллиарда евро. Электровоз серийно выпускается на Новочеркасском электровозостроительном заводе. По состоянию на декабрь 2021 года выпущено 80 электровозов, все они поступили в собственность ОАО «РЖД» и работают с пассажирскими поездами.
Год выпуска |
Количество |
Номера |
2011 |
1 |
001 |
2012 |
7 |
002 — 008 |
2013 |
30 |
009 — 038 |
2014 |
10 |
039 — 048 |
2015 |
4 |
049 — 052 |
2016 |
4 |
053 — 056 |
2017 |
4 |
057 — 060 |
2018 |
6 |
061 — 066 |
2019 |
6 |
067 — 072 |
2020 |
5 |
073 — 077 |
2021 |
3 |
078 — 080 |
Всего |
80 |
001 — 080 |
Основные технические характеристики электровозов серии ЭП20
Параметр |
Значение |
||
Осевая формула |
20-20-20 |
||
Размеры |
|||
Основные |
Длина по осям автосцепок |
22 550 |
|
Ширина кузова |
3100 |
||
Высота опущенного |
5100 |
||
Высота оси автосцепок |
1060 |
||
Размеры |
Полная колёсная база |
16 430 |
|
Шкворневая база |
6765 + 6765 |
||
Колёсная база тележек |
2900 |
||
Диаметр новых колёс |
1250 |
||
Ширина колеи |
1520 |
||
Минимальный радиус |
125*103 |
||
Весовые показатели |
|||
Рабочая масса, т |
129 |
||
Нагрузка от оси на рельсы, тс |
21,5 |
||
Тягово-энергетические характеристики |
|||
Тип электровоза |
обычный |
скоростной |
|
Род тока и напряжение |
25 кВ, 50 Гц переменного тока |
||
Передаточное отношение редуктора |
93:18 = 5,167 |
89:22 = 4,055 |
|
Мощность тяговых |
в часовом режиме |
6 × 1200 = 7200 |
|
в длительном режиме |
6 × 1100 = 6600 |
||
Сила тяги, тс |
при трогании с места |
45,89 |
35,69 |
в часовом режиме |
33,1 |
25,4 |
|
в длительном режиме |
30,6 |
23,4 |
|
при максимальной скорости |
15 |
11,73 |
|
Скорость, км/ч |
в часовом режиме |
78 |
100 |
в длительном режиме |
78 |
100 |
|
конструкционная |
160 |
200 |
|
Мощность |
рекуперативного |
6 × 1000 = 6000 |
|
реостатного при постоянном токе |
4500 |
||
реостатного при переменном токе |
3200 |
||
Мощность системы отопления вагонов, кВт |
1200 |