Вагон-ледник - крытый грузовой вагон для перевозки скоропортящихся грузов. Кузов вагона-ледника имеет теплоизоляцию и специальные танки (карманы) для загрузки льдосоляной смеси. На полу вагона находятся инвентарные деревянные решётки,

а под ними поддоны и специальные клапаны в полу обеспечивающие периодический слив растаявшей жидкости.

Существовали два типа вагонов-ледников. Карманы для загрузки льда могли в них размещаться как под крышей вагона, так и в боковых или торцевых стенках вагона. Вагоны имеющие только карманы для льда могли охладить объём вагона лишь до + 2 °C.
Вагоны этого типа получили применение главным образом там, где не требовалось получения низких температур (перевозка масла, яиц, молока).

Вагоны-ледники с танками охлаждались смесью льда и соли. Охлаждение в них происходило за счёт поглощения энергии при фазовом переходе льда в воду при процессе его интенсивного таяния под действием поваренной соли, поэтому охладить пространство вагона удавалось уже до - 3 °C (при 5 % соотношении соли ко льду) или до - 21 °C (при отношении соли 33 %).
Соотношение соли ко льду в загружаемой смеси при перевозке разных грузов колебалось от 0 до 30 % и нормировалось Правилами перевозок скоропортящихся грузов разрабатываемых и утверждаемых в МПС. Этими же правилами нормировались и способы расположения груза в вагоне, режим проветривания.

Для обеспечения вагонов-ледников льдосоляной смесью вдоль линий курсирования вагонов, через каждые 250 - 300 км, устраивались льдопункты и льдозаводы. Обычно льдопункты имелись на тех станциях, где производилась смена или экипировка паровозов.

Льдосоляное охлаждение малоэффективно, поэтому с 1964 года строительство вагонов-ледников было прекращено.

Одними из первых в Российской империи вагоны-ледники для перевозки мяса, птицы, рыбы, масла, фруктов стали использовать Московско-Казанская и Рязано-Уральская железные дороги. Обе дороги имели в Москве свои холодильные склады для приёма грузов.

Охлаждённая рыба в вагоне-леднике могла перевозиться на довольно значительное расстояние, так как могла хранится до 12 суток

Общий парк вагонов ледников в России на 1907 год оценивался в 2 тысячи.

Значительное количество вагонов-ледников было занято для перевозки сливочного масла производимого в Сибири в Европейскую часть страны и в Европу.


Последнее изменение: воскресенье, 11 декабря 2022, 01:38