История кафедры «Управление эксплуатационной работой»:

Самостоятельного курса эксплуатации железных дорог в Институте инженеров путей сообщения не читалось. Этот курс постепенно выделился из строительных дисциплин. Так, в 1882 г. кафедра «Сухопутные сообщения» была преобразована в две: «Построение и эксплуатация железных дорог» и «Мосты». Первый научный труд по специальности «Эксплуатация железных дорог» был опубликован инженером А. Шишковым в 1877 г.

Заведующим новой кафедрой «Построение и эксплуатация железных дорог» стал Гордеенко Яков Николаевич (1851-1922). Профессор Я.Н. Гордеенко заложил основы теории и практики сигнализации, централизации и блокировки на железных дорогах России. В 1882 году впервые ввел раздел «Железнодорожная сигнализация» в курс «Железные дороги». Под его руководством выполнялись первые дипломные проекты по СЦБ. Книга Я.Н. Гордеенко «Курс железных дорог», начиная с 1885 г., выдержала четыре издания.

В 1924 г. на факультете сухопутных сообщений было выделено эксплуатационное отделение и создана кафедра «Эксплуатация железных дорог», которую возглавил профессор Александр Николаевич Фролов (1863-1939). В 1921 г. А.Н. Фролов совместно с В.Н. Образцовым выступил с предложениями о наиболее рациональном размещении сортировочных станций на сети железных дорог. Им опубликованы работы по теории графика, себестоимости железнодорожных перевозок, целесообразности обращения длинносоставных поездов, технико-эксплуатационным измерителям работы и др. вопросам эксплуатации железных дорог.

А.Н. Фролову удалось создать на кафедре творческий, способный коллектив. Здесь работали опытные специалисты, ставшие впоследствии крупнейшими учеными: А.Н. Орурк, Е.В. Михальцев, П.Я. Гордеенко.

В начале Великой Отечественной войны А.Н. Орурк выполнял в осажденном Ленинграде научные исследования по заданию Управления военных сообщений Ленфронта.

В 1932 г. заведующим кафедрой назначен Петр Яковлевич Гордеенко (1886-1977). При нем на кафедре была создана лучшая по тому времени лаборатория «Организация движения». Профессор П.Я. Гордеенко руководил кафедрой в течение 38 лет, до 1970 года.

С 1934 года на кафедре работал профессор Васильев Иван Иванович (1884-1949), автор научного труда «Оборот вагона», в котором предложена трехчленная формула оборота вагона, применяемая и в настоящее время.

П.Я. Гордеенко и И.И. Васильев являются авторами известного двухтомного учебника для вузов «Организация движения на железнодорожном транспорте», первый том которого вышел в 1948 г., второй — после смерти И.И. Васильева, в 1953 г.

С середины 1960-х годов основные научные исследования кафедры стали проводиться в научно-исследовательской лаборатории «Научная организация управления производством» (НОУП). Она была создана при кафедре совместно с руководством Октябрьской железной дороги и ЛИИЖТа в 1966 году.

Заведующей лабораторией стала А.М. Степанова (1966-1970), перешедшая на работу в Институт с должности начальника технического сектора пассажирской службы Октябрьской железной дороги. Её сменила В.А. Малышева (1971-1976). Затем лабораторию дважды возглавлял старший научный сотрудник, кандидат технических наук В.М. Попков (1977-1979 и 1984-1999) и старший научный сотрудник, кандидат технических наук Г.М. Грошев (1980-1983).

В 1970 г. кафедру возглавил Аркадий Константинович Угрюмов (1909-1995), который перешел в 1951 г. в ЛИИЖТ с должности начальника Управления движения Северо- Западного округа путей сообщения.

Научные труды профессора А.К. Угрюмова посвящены теории графика движения поездов, технологии работы станций, пассажирским перевозкам. Он является создателем теории неравномерности движения поездов, защитив на ее основе в 1964 г. докторскую диссертацию. Приобрел популярность выдержавший несколько изданий учебник «Организация движения на железнодорожном транспорте», авторы которого — А.К. Угрюмов и И.И. Зубков. Зубков Иван Иванович — опытный специалист и ученый в области организации эксплуатационной работы на железнодорожном транспорте.

Кафедра «Эксплуатация железных дорог» была переименована в кафедру «Управление эксплуатационной работой» в конце 1980-х годов.

С 1985 г. по 2000 г., более 15 лет, научную школу «Управление эксплуатационной работой» возглавлял профессор Владимир Александрович Кудрявцев (1935-2016). Научные интересы В.А. Кудрявцева касались обоснования и внедрения новых технологий на железнодорожном транспорте, прогнозирования вагонопотоков, новых методов управления эксплуатационной работой, совершенствования пассажирских и пригородных перевозок, оптимизации элементов перевозочного процесса, диспетчерского управления и др. В этот период на кафедре «Управление эксплуатационной работой» работали профессора В.И. Ковалев и А.Т. Осьминин.

Ковалёв Валерий Иванович (1949-2014), 27-й ректор ПГУПС с 1999 по 2013 гг., закончил Ленинградский техникум железнодорожного транспорта им. Ф.Э. Дзержинского и в 1969 г. начал работу помощником составителя поездов на ст. Цветочная Октябрьской железной дороги. Без отрыва от производства Ковалев В.И. прошел обучение в ЛИИЖТе. Работал на руководящих должностях, в том числе начальником Приволжской железной дороги. В январе 1997 года В.И. Ковалёв был назначен заместителем министра путей сообщения, в апреле того же года — первым заместителем министра.

В должности первого заместителя министра путей сообщения В.И. Ковалёв проработал до марта 1999 года и, возвратившись в Санкт-Петербург, был избран ректором своего родного вуза.

Разработанные профессором В.И. Ковалёвым научные предложения вошли в отраслевые методики повышения эффективности работы транспорта, предложенные принципы управления эксплуатационной работой использованы и внедрены на железных дорогах России.

В 2000 г. кафедру возглавил Александр Трофимович Осьминин, выпускник Куйбышевского института инженеров железнодорожного транспорта (КИИТ), успешно защитивший докторскую диссертацию в Петербургском государственном университете путей сообщения. К сожалению, к 2000 г. созданная при кафедре научно-исследовательская лаборатория «Научная организация управления производством» перестала существовать.

Под руководством профессора А.Т. Осьминина на кафедре разработаны и внедрены в промышленную эксплуатацию автоматизированные системы: расчета плана формирования поездов (АС РПФП); управления изотермическим подвижным составом «Рефсервис» (АСУ ИПС); расчета плана формирования вагонов с контейнерами в международном сообщении. На кафедре были защищены докторская диссертация на тему «Организация вагонопотоков в условиях новых форм хозяйствования на железнодорожном транспорте» В.И. Ковалёвым и пять кандидатских диссертаций. В 2007 г. Грошев Г.М. защитил докторскую диссертацию «Оптимизация диспетчерского управления на железнодорожных полигонах на основе автоматизации в условиях структурной реформы».

Визитной карточкой кафедры и ее школы стал учебный центр управления перевозками. В октябре 1959 года министр путей сообщения СССР, Герой Социалистического Труда, Борис Павлович Бещев посетил кафедру «Эксплуатация железных дорог» Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта, на которой под руководством профессора П.Я. Гордеенко он в 1935 году защищал дипломный проект. После ознакомления с учебно-лабораторной базой кафедры им было принято решение об улучшении подготовки инженеров по специальности «Эксплуатация железных дорог» в ЛИИЖТе и о создании современной лаборатории «Организация движения».

Под руководством профессора П.В. Бартенева, заведующего кафедрой «Железнодорожные станции и узлы» ЛИИЖТа, была разработана схема участка железной дороги с десятью станциями. В 1963 году макет железнодорожного участка протяженностью 75 метров был принят в опытную эксплуатацию. В 1972 г. и 1999 г. лаборатория была модернизирована.

На базе лаборатории был создан учебный центр управления перевозками (УЦУП). Концепция создания центра была основана на идее совмещения отработанных методов обучения с использованием новых технологий. Новая концепция организации УЦУП была подготовлена совместно кафедрами «Управление эксплуатационной работой» и «Автоматика и телемеханика на железных дорогах» при непосредственном сотрудничестве и практическом воплощении Центром компьютерных железнодорожных технологий ПГУПС под руководством доктора технических наук Д.В. Гавзова.

Целью недавней реконструкции, проведенной в 2007-2009 гг., являлось повышение эффективности обучения студентов, приблизив их работу к тем условиям, в которых работает оперативно-диспетчерский персонал железных дорог.

В 2006 году на Октябрьской железной дороге была воссоздана базовая кафедра «Управление движением».

В 2007-2021 гг. кафедрой руководил Алексей Геннадьевич Котенко, ученик профессора В.А. Кудрявцева. По инициативе профессора А.Г. Котенко учебный центр в 2018 году получил имя Б.П. Бещева.

В 2020 году создан научно-образовательный центр искусственного интеллекта «Управление перевозочным процессом на полигоне».

С 2021 г. кафедрой руководит профессор Оксана Дмитриевна Покровская, успешно защитившая в 2018 году докторскую диссертацию в Петербургском государственном университете путей сообщения.

Своей многолетней научной и педагогической деятельностью кафедра приумножает славу Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I.

Работа научно-педагогической школы «Управление эксплуатационной работой», основанная на богатейшем опыте инженерного образования и выдающихся достижений транспортной мысли, достойно занимает ведущее место среди выпускающих кафедр университета и обеспечивает традиционное качество высшего железнодорожного образования.

Тесные взаимосвязи кафедры с ОАО «РЖД» позволяют успешно внедрять в практику железнодорожного бизнеса новые научные идеи и разработки с получением синергетического эффекта, а также готовить специалистов, обладающих знаниями, умениями и навыками в условиях экономики 4.0.

Коллектив кафедры «Управление эксплуатационной работой» гордится традициями, создает инновации.

Исторические названия кафедры

  • 1882 — Построение и эксплуатация железных дорог
  • 1896 — Эксплуатация железных дорог
  • 1980-е — по настоящее время — Управление эксплуатационной работой

  • Основные направления научной деятельности

    • Развитие риск-ориентрованного подхода к управлению перевозочным процессом на основе внедрения инновационных технологий;
    • Совершенствование теории расчета плана формирования поездов;
    • Оптимизация технологий перевозочного процесса и управление движением поездов;
    • Общие принципы организации эксплуатации, технология и управление движением поездов на высокоскоростных магистралях;
    • Развитие и эффективная эксплуатация комплексов информационных технологий на транспорте;
    • Развитие транспорта в Санкт-Петербурге и др.


Последнее изменение: воскресенье, 6 ноября 2022, 14:53