Жезловая система
В начале 1910-х годов надсмотрщик службы телеграфа Даниил Трегер, работавший на станции Томск, взялся за усовершенствование системы Вэбба-Томпсона.
Эта конструкция, предназначенная для регулирования движения поездов на малозагруженных участках.
На перегоне устанавливали комплект: два одинаковых аппарата, по одному на каждой из станций, ограничивающих перегон. Между собой аппараты соединялись проводами.
Способ связи при движении поездов на однопутных участках железных дорог. Жезловая система обеспечивает безопасность движения, исключая одновременное пребывание на перегоне более одного поезда.
Внутри аппарата в специальной кольцевой прорези хранился запас жезлов.
Именно эти металлические жезлы служили пропуском на перегон: жезл получал машинист состава, которому давали разрешение на проезд.
По прибытии на следующую станцию он был обязан сдать его дежурному по станции. Человеческий фактор при выдаче жезлов удалось исключить благодаря конструкции Трегера: жезл невозможно было извлечь из аппарата без разрешающего сигнала с другой станции — в виде электрического тока, который разблокировал устройство для выдачи жезла.
Если перегон был занят, аппарат не выдавал жезл.
Не допускается при электрожезловой системе:
1) запрашивать разрешение на извлечение жезла ранее готовности поезда к отправлению, за исключением случаев безостановочного пропуска поездов или стоянки их по расписанию не более 5 минут;
2) хранить действующие жезлы, не вложенные в аппарат;
3) провозить жезлы на перегон, не принадлежащий данному жезлу.
В настоящее время также используется такая система, например, на однопутных линиях Полярного Урала.