Учебный центр управления перевозками им. Б.П.Бещева
Учебный центр управления перевозками кафедры «Управление эксплуатационной работой» создан в 1961 году по инициативе Министра путей сообщения Советского Союза Бещева Б. П. — выпускника ЛИИЖТа.
Модернизация учебной лаборатории и преобразование её в УЦУП проводились в 2000–2001 гг, и в 2007-2008 гг. Совместными усилиями кафедр «Управление эксплуатационной работой», «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» и Центра компьютерных железнодорожных технологий (ЦКЖТ) был разработан и реализован проект реконструкции на базе новой модели организации учебного процесса.
Учебный центр управления перевозками (УЦУП) создан на базе лаборатории организации движения поездов и предназначен для обучения различных категорий учащихся профессиональным навыкам и умениям в области организации движения поездов на базе использования специализированных тренажёров.
Выполненные работы позволили на современной основе реализовать базовые функции обучения:
- получение первоначальных профессиональных навыков на рабочих местах ДСП, ДНЦ, ДГН и др.;
- получение навыков при работе в конкретных нестандартных ситуациях (в УЦУП имеется возможность искусственно создавать нестандартные ситуации работы устройств СЦБ и связи, а также условно-аварийные ситуации на станциях).
Программное обеспечение УЦУП позволяет реализовать следующие возможности:
- моделирование работы в нормальных условиях с ведением рабочих документов;
- моделирование работы при неисправностях устройств СЦБ;
- моделирование работы при переходе на телефонные средства связи;
- моделирование пропуска негабаритных и длинносоставных поездов;
- автоведение графика исполненной работы;
- имитация автоматизированной сортировочной горки;
- отображение текущего времени;
- отображение номера поезда, количества вагонов, типа и номера локомотива;
- использование виртуального натурного листа на поезда.
Учебный макет железной дороги состоит 10 станций, соединенных перегонами и 3 диспетчерских кругов и имеет длину 73 метра. Выполнен на основе моделей железнодорожного транспорта типоразмера H0 (масштаб 1:87, ширина колеи 16 мм) и имеет художественное оформление. Архитектура макета отображает эволюцию развития систем автоматики по обеспечению безопасности движения поездов. На макете выполнено 10 станций соединенных перегонами, имеющими различную имитацию обеспечения средствами сигнализации и связи.
Макет ВСМ (высокоскоростной магистрали) установлен в ауд. 7-336, 7-338 и представляет собой две станции, соединенные двухпутной линией. Движение на макете осуществляют два состава скоростных поездов, которые одновременно отправляются со станций и встречаются в пути следования.
На автоматизированных рабочих местах в соответствии с задачами решаемыми в ходе учебных занятий установлены следующие компьютерные системы и программы:
- ГИД-УРАЛ ВНИИЖТ,
- АРМ ДСП,
- АРМ ДНЦ,
- АСУ станции,
- АРМ ТВК,
- Система видеонаблюдения,
- Справочная информация.
Все рабочие места оснащены телефонной и селекторной связью.