Паровоз Черепановых
.
Первая российская «самокатная паровая машина», впоследствии получившая название «паровоз», была создана талантливыми уральскими изобретателями отцом и сыном Черепановыми в 1834 году. Благодаря этому Россия стала второй вслед за Англией страной в мире, где создавались собственные паровозы.
Ефим Алексеевич Черепанов (1774-1842 гг.) был из крепостных рабочих крупнейшего горнозаводчика Г. Демидова и был приписан к одному из его нижнетагильских заводов – Выйскому. Так и не приобретя соответствующего технического образования, он с детства проявлял интерес к изготовлению разных поделок, который со временем перерос в серьезное изобретательство. Многие заводские механизмы были созданы или усовершенствованы Черепановым на уральских заводах. Его талант был замечен владельцем завода и уже в 1821 г. его отправили в Англию, где он обратил особое внимание на возможности, которые открывает использование парового двигателя. Вернувшись домой, он стал экспериментировать. Первыми устройствами с использованием парового двигателя созданные Ефимом Черепановым были токарный станок, мельничное колесо, золотопромывочная машина и т.д.
Спустя некоторое время к талантливому отцу-изобретателю присоединился не менее талантливый сын – Мирон Ефимович (1803-1849 гг.), и они вместе продолжили работы по внедрению паровых двигателей в русскую промышленность. Во время поездок заграницу Черепановы не могли не заметить появление нового вида транспорта – парового локомотива. Оценив перспективы его использования для пассажирских и грузовых перевозок, они стали разрабатывать свою конструкцию. Особенно в этом преуспел Мирон Ефимович.
Рабочий экземпляр первой «пароходки» (так называли ее сами изобретатели) была создана под руководством Мирона Черепанова в 1833 г. В последующие несколько месяцев прошли испытания и сделаны доработки, а уже 4 августа 1834 года была проведена показательная демонстрация «парового дилижанса». Машина весом 3,3 тонны, основную часть которой, составлял цилиндрический котел, прошла по первой в истории России железной дороге длинной 853,5 м.. Она проехала по рельсам, или как их называли во время Черепановых, «чугунным колёсопроводам» с максимальной скоростью около 15 км/ч. сначала с грузом руды, а затем с тележкой, в которой находилось несколько десятков добровольцев. Мощность первого паровоза составила 30 лош. сил. Более мощным - 43 лош. силы и скоростным - 16,4 км/ч был построенный в марте 1835 г. второй паровоз Черепановых. Его сразу стали использовать для подвоза руды.
Труд уральских мастеров был высоко оценен: Ефим Алексеевич был награжден серебряной медалью на Анненской ленте и получил вольную грамоту. Мирон Ефимович стал свободным через 3 года. Но у самого паровоза была не столь счастливая участь. Нижнетагильская железная дорога проработала менее пяти лет. Большой удар отечественному паровозостроению нанес тот факт, что по открывшейся осенью 1837 г. Царскосельской железной дороге, перевозки осуществляли английские и бельгийские паровозы. Причины этого были как субъективного, так и объективного характера. К первым можно отнести конкурентное противостояние со стороны гужевых перевозчиков, вторые же были связаны с определенными проблемами в конструкции первых отечественных паровозов. Несмотря на то, что Черепановым удалось внедрить целый ряд технических новшеств, в частности, увеличить мощность котла и разработать устройство для реверсивного движения, без кругового разворота поезда, оставалась одна очень важная проблема. Они использовали в качестве топлива огромное количество дров (на английских паровозах Стивенсона – каменный уголь), что скоро привело к проблемам с их заготовкой и подвозом. В конечном итоге, отечественное паровозостроение сдало свои позиции на несколько десятилетий и возрождаться только в 70-е годы XIX века.