Маневровая работа
Маневровой
называется работа, связанная с передвижением вагонов с локомотивами, а также
одиночных локомотивов по путям станции для расформирования и формирования
составов, обработки поездов и вагонов, подачи вагонов к местам погрузки и
выгрузки, подачи поездных локомотивов под составы и уборки их из-под составов в
депо. Важнейшее требование к производству маневровой работы — безусловное
обеспечение безопасности передвижения и сохранности грузов и подвижного
состава.
Маневровые передвижения подвижного состава с одного пути на другой с переменой
направления движения называются маневровыми рейсами. Каждый из них состоит из
двух полурейсов, т. е. из двух передвижений в одном и другом направлениях.
Маневровая работа с вагонами может проводиться на вытяжных путях толчками и
осаживанием и на сортировочных горках путем роспуска составов с использованием
силы тяжести скатываемых вагонов.
Основные требования к порядку выполнения маневровой работы установлены ПТЭ. В
них указано, что маневры на станционных путях должны проводиться по указанию
одного работника — дежурного по станции, маневрового диспетчера либо дежурного
по сортировочной горке или парку, а на участках, оборудованных диспетчерской
централизацией, — поездного диспетчера. Движением локомотива, производящего
маневры, должен руководить только один работник — руководитель маневров
(составитель поездов), ответственный за правильное их выполнение.
В целях обеспечения безопасности движения и сохранности вагонов ПТЭ установлены
ограничения скорости маневровых передвижений. Маневры проводят со скоростью не
более:
· 60 км/ч — при следовании по свободным путям одиночных локомотивов и локомотивов с вагонами, прицепленными сзади, включенными и опробованными тормозами;
· 40 км/ч — при движении локомотива с вагонами, прицепленными сзади, а также при следовании одиночного самоходного состава по свободным путям;
· 25 км/ч — при движении маневровых составов вагонами вперед по свободным путям, а также восстановительных и пожарных поездов;
· 15 км/ч — при движении с вагонами, занятыми людьми, а также с негабаритными грузами боковой и нижней негабаритности четвертой—шестой степеней;
· 5 км/ч — при маневрах толчками, при подходе отцепа вагонов к другому отцепу в подгорочном парке;
· 3 км/ч — при подходе локомотива (с вагонами или без них) к вагонам.
Подвижной состав на станционных путях должен устанавливаться в пределах их полезной длины. Стоящие на станции вагоны необходимо сцепить и надежно закрепить (во избежание ухода) ручными тормозами или тормозными башмаками.
Подробнее о маневровой работе в «ИДП приложение N 11. Порядок организации маневровой работы на железнодорожных станциях.»